Тайны "Винтажного"звука  

Для многих данное утверждение может показаться если не бредовым, то во всяком случае явно преувеличенным или лишенным всякого смысла. Тем не менее, как ни странно, но это именно так. Вкратце я попытаюсь объяснить, почему именно резисторы, как никакой другой элемент усилителя, сыграли столь великую роль в формировании знаменитого винтажного звука. Трудно поспорить с тем, что качество звука зависит не столько от его усиления, сколько от проводимости элементов, через который и проходит в усилителе постоянно усиливающийся звук. При этом каждый каскад усиления в усилителе служит не только для усиления звука, а и для сохранения его качества, оригинальности звучания. В принципе, все элементы в усилителе обладают проводимостью, иначе звук бы через них не проходил, и это не только логично, но я думаю, что и понятно каждому. Вопрос состоит только в том, насколько критично каждый из элементов усилителя влияет на проводимость переменного электрического сигнала. К примеру, полупроводник тоже является проводящим элементом, но поскольку структура полупроводника практически всегда состоит из кремния, то в данном случае разница между ними заключается лишь в том, насколько чист кремний и насколько качественно соединены между собой кристаллы полупроводника. Поскольку технологический процесс получения полупроводниковых деталей не только не ухудшился, а наоборот, даже улучшился, став более точным и качественным, то в данном случае можно говорить о том, что современный полупроводник в значительно меньшей степени повлиял на звук. Более того, замена в винтажных усилителях старых транзисторов на современные чаще всего дает не отрицательный, а положительный результат, улучшая качество звука усилителя. Помимо этого любая уважающая и известная фирма не будет использовать в усилителе полупроводники совсем плохого качества, т.е. изделия производителя, не пользующегося доверием в отношении качества продукции. Это не выгодно фирме хотя бы потому, что некачественный полупроводник приводит к частым поломкам изделия, а значит заранее будет приводить фирму производителя к убыткам. Фактически фирм, производящих качественные полупроводники, не так уж много и поэтому практически все фирмы, производящие электронную аппаратуру, используют именно их продукцию. Что касается конденсаторов, которые также участвуют в проведении звука в усилителе, то хотя их качество и влияет значительно больше на проведение звукового сигнала, тем не менее, при желании сегодня еще можно найти производителя конденсаторов достаточно хорошего качества, хотя они, конечно, будут не очень дешевыми. Если фирма выпускает достаточно дорогую продукцию, то она не будет позволять себе использовать в усилителе дешевые и некачественные конденсаторы. Кроме этого, конденсаторов, участвующих в проведении звукового сигнала, в сравнении с резисторами значительно меньше. Ведь фактически не один каскад усиления в усилителе не может обойтись без резисторов, поэтому резисторы в усилителе повсюду. Теперь давайте для более полного понимания сути вопроса попробуем обратиться к структуре самого резистора, т.е. что именно используется в резисторе для того, чтобы проводить звуковой сигнал. Если обратиться к справочной литературе относительно типов резисторов, то легко увидеть, что между собой они различаются технологическим подходом к изготовлению резистора и материалом резистора. В качестве проводящего материала в резисторе по сути используют три вида материала – это углерод, окиси металла или чистый металл. Первый вид материала значительно дешевле как сам по себе, так и в применении его в производстве. Окиси металла и металл, в частности никель или медь, которые чаще всего используются в высококачественных резисторах, гораздо дороже в качестве материала и их технологическое применение также значительно дороже. Зато в отличие от углеродных резисторов они имеют гораздо более точный номинал и значительно меньший уровень шума. Но главное их достоинство даже не в этом, а в том, что при проведении звукового сигнала у них нет столь значительного падения АЧХ, как у угольных резисторов. Еще во времена СССР советская промышленность для производства бытовой радиоаппаратуры имела на своем вооружении лишь угольные резисторы. Поэтому их попытки копирования знаменитых по тем временам японских и американских усилителей не приводили к желаемому результату. Глобальные потери АЧХ звукового сигнала за счет использования углеродных резисторов сводили на нет даже самые лучшие по тем временам схемы знаменитых зарубежных усилителей. Негативно влияли углеродные резисторы и на видеосигнал, т.е. в частности на изображение телевизоров. Именно из-за этого советские телевизоры никогда не показывали нормально весь спектр гаммы цветов, который при этом неизбежно влиял и на резкость изображения телевизоров. В черно-белых телевизорах значительно уже спектр АЧХ видеосигнала и поэтому советские черно-белые телевизоры по качеству изображения существенно выделялись относительно цветных. Но давайте вернемся к усилителям звуковой частоты. Можно вспомнить и о том, что резисторы небольших номиналов состоят также из металла, в основном из меди. Медь, как и другой металл, по сути является тоже резистором, поэтому все медные дорожки и кабеля в усилителе можно также отнести к разряду резисторов. И хотя сопротивление этих резисторов минимально, тем не менее, они оказывают заметное влияние на звук, слышимое даже ухом. Недаром аудиофильные фирмы изготавливают столь большое количество медных кабелей, применяемых как внутри усилителя, так и за его пределами для подключения к усилителю других электронных компонентов. При этом довольно значительное влияние на звук оказывает и толщина самого кабеля. Это важно нам знать также для рассмотрения вопроса относительно корпуса резистора, для изготовления которого используют в основном два материала – пластик и керамику. Пластик применяют для изготовления углеродных резисторов, поэтому не удивительно, что себестоимость их значительно ниже. Их покрывают углеродной пленкой, которая, как правило, равномерно распределяется по всему корпусу резистора. В данном случае это в первую очередь влияет на собственную емкость резистора, которая в таких резисторах будет значительно ниже, чем в керамических. Кроме этого, пластик гораздо хуже охлаждает углеродную пленку резистора, проводящего ток, а поскольку любой проводник одновременно является еще и полупроводником, то при повышении температуры полупроводника проводимость его изменяется, неизменно влияя на АЧХ проводимого звукового сигнала. В металлооксидных резисторах, как я уже и писал, используется керамический корпус, на который наносится спиральная канавка, в которой и расположен оксид металла. Данный проводник экранирован с трех сторон диэлектриком, который позволяет ему накапливать большую емкость по сравнению с угольными резисторами. Сама же емкость необходима для того, чтобы нивелировать энергетические провалы звукового сигнала на всем протяжении звукового тракта. Именно для этого используют и конденсаторы, которые ставятся в схемах на питании усилителя в качестве временного питающего элемента. Чем больше размер резистора, тем больше у него емкость и меньше сопротивление, влияющее на АЧХ звукового сигнала. Недаром в старых винтажных усилителях резисторы всегда были не только в керамических корпусах, но и, как правило, значительных размеров. В этих усилителях применялись дорогие резисторы, состоящие из оксидных сплавов, в минимальной степени влияющих на АЧХ звукового сигнала. Современные резисторы в связи с удешевлением производства, минимизацией электронных компонентов и малой востребованностью со стороны специфических отраслей электронной индустрии, как правило, значительно отличаются по качеству от старых винтажных резисторов. Они отличаются от них как размерами, так и качеством. И в этом довольно легко убедиться на практике. Попробуйте заменить старый винтажный резистор на новый современный, особенно в той части схемы усилителя, где он непосредственно влияет на проведение звукового сигнала, и Вы сразу услышите разницу в звуке, которая изменится явно не в лучшую сторону. Поэтому замена даже одного резистора в винтажном усилителе может значительно повлиять на его оригинальность звучания, и найти ему замену среди современных резисторов будет крайне сложно, иногда невозможно. Если же представить, какое общее количество резисторов используется в усилителе, влияющих на звук, то довольно легко понять, что добиться винтажного звука в усилителе без винтажных резисторов просто невозможно. Поэтому главной проблемой при создании современного усилителя, ориентированного на винтажный звук, является отсутствие в элементной базе электронных компонентов – достаточно хороших по качеству резисторов. Все остальное достаточно легко заменимо и может даже положительно влиять на изменение звука в винтажном усилителе. Мы уже разобрали вопрос относительно транзисторов в звуковой аппаратуре и при этом выяснили, что во времена винтажной аппаратуры транзисторы были совсем не такими, какими они есть сегодня. По существу транзисторы тех лет можно также смело назвать винтажными транзисторами. Транзисторы с подобными свойствами сегодня не выпускаются, и поэтому их можно найти лишь в старой винтажной аппаратуре. И конечно, многим из нас захочется узнать относительно другого, не менее важного элемента звуковой аппаратуры, оказывающего весьма весомое влияние на звук, под названием конденсатор. Конденсаторы бывают разными и, соответственно, выполняют разную функцию в звуковой аппаратуре, но ведя разговор о винтажной аппаратуре, нас в большей степени будут интересовать электролитические конденсаторы, т.к. именно они оказывают наибольшее влияние на процесс формирования звука. Вспомним мы, конечно, и о керамических конденсаторах, которые оказывают весьма существенное влияние на процесс коррекции звука в системе предусилителей. Еще в те далекие времена винтажного звука, когда было немыслимо создание высококачественной звуковой аппаратуры без электролитических конденсаторов, многие мечтали о том, чтобы при создании звуковой аппаратуры можно было бы обойтись без них. Электролитические конденсаторы были явно слабым звеном звуковой аппаратуры. И дело здесь не только в том, что электролитические конденсаторы в наибольшей степени подвержены влиянию времени, а еще и в том, что их характеристики довольно сильно зависят от индивидуальной конструкции конденсатора. Больше того, конденсаторы, сделанные по одной и той же технологии, на одном заводе и на одном и том же оборудовании все равно довольно значительно будут отличаться по своим характеристикам. Попробуйте протестировать два одинаковых усилителя, и если будете внимательными, Вы легко услышите между ними разницу в звуке. Одинаковые усилители звучат по-разному, но почему? Оказывается, что виноваты в этом электролитические конденсаторы. Именно они дают разное звучание усилителям, созданным по одной схемотехнике, также как и формируют разное изображение в видеоусилителях, давая, к примеру, в телевизорах разное по цветовой гамме и четкости изображение. Разные партии одних и тех же электролитических конденсаторов, поступающих на завод производителя, дают значительное отличие в звучании производимой аппаратуры. С годами чудо не случилось, и аппаратура так и не смогла избавиться от электролитических конденсаторов, конструкция электролитических конденсаторов практически тоже не изменилась, но вот технологии изготовления и материалы стали несколько другими. Поэтому те конденсаторы, которые изготовлялись во времена винтажной аппаратуры, ушли в прошлое вместе со своими технологиями и характеристиками. Интересен также и тот момент, что современные электролитические конденсаторы довольно сильно распределились по ценовой категории. Производители также начали выпускать электролитические конденсаторы в большей степени согласно области их применения, что позволило расширить спектр изготавливаемых конденсаторов. К примеру, для звуковой аппаратуры появились так называемые низкоимпедансные конденсаторы, а для компьютеров – высокоимпедансные. Но даже все разнообразие ныне выпускаемых конденсаторов не может дать нам конденсаторов с характеристиками тех старых винтажных конденсаторов, которые во многом и придавали столь характерное звучание винтажной аппаратуре. Конечно, многие из людей даже хорошо знакомые с физикой, могут удивиться, прочитав о том, что конденсаторы, помимо рассчитанного вольтажа и емкости, могут обладать еще какими-то другими, различными по свойствам характеристиками. Тем не менее, в этом весьма легко убедиться на практике. Попробуйте заменить в усилителе один из электролитических конденсаторов на другой с одинаковыми характеристиками, практически в одинаковом корпусе, но, к примеру, другого производителя. И если у Вас довольно неплохой музыкальный слух, Вы сразу услышите разницу в звуке. Конечно, эта разница будет заметна больше или меньше, исходя из того, в каком блоке и какой по функции конденсатор был заменен. Но в любом случае разница в звуке будет заметна на слух даже при замене одного единственного конденсатора. Не случайно с годами, согласно приобретенному опыту, фирмы-производители звуковой аппаратуры начали использовать в разных блоках, исходя из функциональной принадлежности электролитического конденсатора к процессу формированию звука, конденсаторы разных производителей. Это позволило фирмам в большей степени влиять на формирование звуковой картинки усилителя, создавая ее таковой, какой она должна быть по мнению человека, отвечающего за создание фирменного звучания данного производителя звуковой аппаратуры. В данном случае можно сделать образное сравнение с тем, как художник, смешивая краски на своей палитре, добивается нужного ему цвета. Но вот если на практике довольно легко убедиться в том, что одинаковые по своим параметрам конденсаторы дают разное звучание, то понять это теоретически не совсем просто. Каким образом элемент, накапливающий поступающий к нему электрический заряд, а затем отдающий его, влияет на его видоизменение? Почему при передаче данного заряда характеристика этого заряда становится отличной от оригинала? Для понимания данного процесса нам необходимо будет вспомнить об устройстве электролитического конденсатора. В электролитическом конденсаторе, как правило, имеется две пластины, изолированные друг от друга и находящиеся в среде электролита. Сам электролит как раз и является той средой, которая накапливает заряд конденсатора, а уже сами пластины служат для ввода или вывода данного заряда. Конструкция электролитического конденсатора создана таким образом, чтобы электролит накапливал определенный по объему заряд, измеряющийся у электролитических конденсаторов, как правило, в микрофарадах и при этом мог удерживать данный заряд определенное количество времени без существенных изменений при напряжении, не превышающем допустимое. При этом необходимо вспомнить о том, что сам заряд мы чаще всего рассматриваем исходя из того, что он содержит определенную силу тока и напряжение, забывая о том, что он имеет еще и определенную частотную характеристику. Именно данная частотная характеристика и передается электролитическим конденсатором в звуковой аппаратуре, но вот передается она, исходя из конструкции и характеристик конденсатора, по-разному. Происходит это за счет того, что электролит конденсатора накапливает разную частотную характеристику заряда не одинаково. Образно говоря, на определенных частотах происходит проседание уровня заряда, заряд переходит в среду электролита с некоторыми потерями, при которых его уровень, т.е. его сила тока и напряжение, на определенных частотах изменяется в меньшую сторону. Это, соответственно, влияет и на то, каким заряд будет на выходе конденсатора. Если вспомнить о том, что именно переменная составляющая данного заряда в итоге и дает нам звук, то можно легко понять и тот факт, что изменение частотной характеристики заряда конденсатора в результате влияет на АЧХ звуковой аппаратуры. Звуковой сигнал, который первоначально формируется в усилителе за счет первичного усилителя, попадая затем на конденсатор, видоизменяется и становится уже не таким, каким он был сформирован транзистором или лампой. Применение электролитического конденсатора неизбежно приводит к определенной коррекции звука за счет изменения АЧХ, сформированной первичным усилителем. Таким образом, чем больше в звуковой аппаратуре электролитических конденсаторов, тем в большей степени они способны влиять на АЧХ усилителя. Интересен также и тот факт, что подобное влияние на звук оказывают не только так называемые передающие конденсаторы, т.е. те, которые согласно своему функциональному предназначению служат для передачи переменного сигнала, а также и те электролитические конденсаторы, которые используются для поддержания стабильности и сглаживания питания усилителя. Данные конденсаторы накапливают сигнал точно так, как и передающие конденсаторы, вот только они его не передают, а отдают тогда, когда происходит передача переменного тока через передающие конденсаторы. Именно при передаче переменного тока происходит потребление энергии, которой обеспечивают в том числе и накапливающие заряд электролитические конденсаторы, применяемые для питания усилителя. Данные конденсаторы отдают частотный заряд передающей системе усилителя, но вот только отдают они его на разной частоте по-разному. Это происходит прежде всего за счет того, что данный заряд в электролитическом конденсаторе на питании усилителя накапливается на разной частоте опять же не одинаково. Система формирования в нем частотного заряда аналогична в системе передающего конденсатора, поэтому и отдача этого заряда происходит по тому же принципу, как и при его передаче. Если при передаче сигнала питание, создаваемое электролитическим конденсатором на разных частотах не одинаково, то и сам передающий сигнал при этом неизбежно изменяется. Таким образом при передаче звукового сигнала опять происходит изменение его АЧХ, при чем даже в системе первичного усилителя, полупроводника или лампы, а это значит, что и звук в усилителе тоже неизбежно изменяется. Понимая теперь, какое значение оказывает на звук электролитический конденсатор, легко понять также и то, насколько сильно зависит звучание усилителя от применяемых в нем электролитов. И когда речь ведется о том, что в винтажном усилителе были заменены электролитические конденсаторы по причине их старения, то несложно догадаться о том, что оригинальный звук усилителя был утрачен, скорее всего, навсегда. И в заключении данной части статьи нам остается выяснить, а чем все же отличаются винтажные конденсаторы от современных? Как оказалось, практически всем. Они отличаются размером, электролитом, материалом пластин и выводов конденсатора, материалом корпуса и изолятора конденсатора. Идя по пути дальнейшего совершенствования конденсатора, фирмы руководствовались фактически двумя основными принципами – это удешевлением себестоимости продукции и уменьшением ее реальных размеров. Все это и привело к тому, что по своим частотным свойствам электролиты стали существенно отличаться от своих далеких предков, которые в эпоху винтажной аппаратуры делались исходя из совершенно другого принципа – максимальное качество и долговечность конденсатора. Для этого при изготовлении конденсатора использовали гораздо более дорогие компоненты, которые с одной стороны, повышали себестоимость продукции, но с другой стороны – повышали и ее качество. И как оказалось, размеры конденсатора тоже оказывают существенное влияние на его частотные характеристики. Особенно это касается конденсаторов большой емкости. Пропорциональное уменьшение размеров конденсатора одной и той же емкости и вольтажа наиболее существенно влияет на накопление заряда в области нижних частот, а именно нижние частоты и создают в большей степени объемность звучания и его динамичность. В винтажных усилителях для его питания, как правило, использовались электролитические конденсаторы довольно внушительных размеров и достаточно большой емкости. В дальнейшем производители начали от этого отходить, исходя из уменьшения размеров звуковой аппаратуры. Конденсаторы, используемые для передачи сигнала, с годами также были конструктивно модернизированы, правда, на этот раз в лучшую сторону. Можно сказать о том, что более качественные современные электролитические конденсаторы обладают большей плотностью при передаче звукового сигнала, т.е. их АЧХ имеет значительно меньше провалов относительно тех старых винтажных конденсаторов, которые давали более искаженную АЧХ. Но при этом, в сочетании с конденсаторами, которые используются сегодня для питания усилителей, передающие конденсаторы также дают весьма выраженную искаженную АЧХ, только в гораздо более важном для звука спектре частот. Каким образом и для чего это можно использовать, мы коснемся в другой статье, касающейся формирования звука в усилителе. Остается еще вспомнить о керамических и слюдяных конденсаторах, которые наиболее эффективно используются для коррекции звука в предусилителях. Именно старые винтажные конденсаторы этой серии во многом повлияли на создание тех великолепных фонокорректоров и предусилителей времен винтажной аппаратуры. Качество их, скорее всего, безвозвратно потеряно, и потому все эти конденсаторы так и остались неповторимыми и уникальными компонентами винтажной аппаратуры прошлых лет. Говоря о винтажном звуке, мы далеко не всегда задумываемся о том, из каких компонентов состоит винтажная аппаратура. Нам кажется, что современная аппаратура в плане звуковых принципиальных схем претерпела не столь уж значительные перемены. Большинством фирм принципиальные схемы отрабатывались годами, и, по идее, они должны были накапливать опыт и брать от них все самое лучшее, совершенствуя звук и аппаратуру. Но получается, что данное совершенство почему-то привело не к очень позитивному результату. Спустя много лет нам хочется слушать винтаж, а не современную аппаратуру, он, как ни странно, звучит лучше. Поэтому для разгадки тайн винтажного звука нам придется начать с самого начала, с сердца звуковой аппаратуры. Еще в те годы, когда винтажная аппаратура не была винтажом, меломаны гораздо больше, чем сейчас, увлекались звуковой аппаратурой, было гораздо больше ценителей звука, а сам звук был значительно лучше. В ту самую эпоху винтажного звука любой разбирающийся в аппаратуре человек мог с уверенностью сказать о том, что именно усилитель мощности является сердцем звуковой аппаратуры. Но при этом каждый из них забывал о главном, что помимо самого усилителя мощности любой другой компонент звуковой аппаратуры имеет еще и свой собственный усилитель, свое сердце. С другой стороны, все эти усилители состоят из множества других усилителей, составной частью которых, как правило, является триод. И, конечно, рассуждая о первичных компонентах звукового усилителя, можно легко догадаться о том, что звук, который мы получаем от звукового электронного компонента, фактически зависит от слагаемых или совместного результата работы всех этих усилителей. Возвращаясь к триоду, т.е. к самой маленькой ячейке, усиливающей звук в аппаратуре, хочется надеяться, что многие из нас знают, что триодом называют как лампы, так и транзисторы. Но вот влияние на звук с течением времени в винтажной аппаратуре каждый из этих двух компонентов оказал совершенно разное. Если лампа с годами садится и теряет свои характеристики, то транзистор – наоборот, с годами улучшает свои параметры. Если производство ламп с годами улучшалось, и они становились по качеству лучше, то с транзисторами все оказалось совсем не так просто. Например, если в старый винтажный ламповый усилитель Вы поставите новые качественные современные лампы от достаточно серьезного производителя, то звук такого усилителя станет только лучше, и никогда не верьте тем, кто утверждает обратное. С одной стороны, эмиссия делает с лампой свое дело, и она с годами садится, а с другой стороны, в лампе нет ничего такого, чтобы было проблематично в производственных условиях воспроизвести спустя годы. Развитие и модернизация промышленности привели к тому, что сейчас делать качественные вещи не составляет никакого труда, было бы желание и экономическая целесообразность, но это уже другой вопрос. Для себя в данном случае мы можем сделать два самых главных весьма простых вывода. Первый: лампа спустя время никак не повлияла на такое понятие как «винтажный звук», т.е. за счет применения современных ламп звук в аппаратуре существенно не изменился. Второй: транзистор, в отличие от лампы, в звуковой аппаратуре ведет себя по-другому, и технология производства транзисторов с годами существенно изменилась. Поэтому звуковая техника тех далеких лет, которую сегодня мы называем винтажом, и которая в качестве первичного источника усиления имела транзистор, с годами стала значительно выделяться по звуку по сравнению с современной звуковой аппаратурой. В первую очередь за счет этой аппаратуры и возникло такое понятие как «винтажный звук», поэтому данную часть статьи о винтажном звуке мы по сути дела и посвятили транзистору. Попробуйте в любом винтажном усилителе поменять старый транзистор на новый современный, и если Вы разбираетесь в звуке, Вы сразу ощутите разницу в звучании, причем, как правило, не в лучшую сторону. Почему так происходит, неужели современные транзисторы настолько хуже по качеству тех далеких винтажных? Оказывается, дело здесь не в том, что они хуже, а дело в том, что они другие. Конечно, мы можем вспомнить о том, что кремний с годами под действием электрического тока очищается, что несколько улучшает характеристики транзистора, но действительно ли он улучшает настолько, чтобы звук существенно изменялся в лучшую сторону или на самом деле не только в этом дело? Для того, чтобы ответить на это вопрос, нам достаточно вспомнить эпоху начала 80-х, когда уже качество звуковой аппаратуры начало постепенно ухудшаться. Некоторые японские бренды звуковой аппаратуры, такие, к примеру, как Technics, Sony, Kenwood, Pioneer и др. к тому времени практически утратили свое фирменное звучание. Их звуковую аппаратуру начала 80-х вообще довольно сложно отнести к разряду так называемого винтажного звука. Многие из аудиофилов еще в те годы связывали ухудшение звука с тем, что в звуковой аппаратуре начали применять микросхемы, и эти люди еще тогда объявили микросхемам войну. На смену чисто транзисторным усилителям пришли усилители, в схемотехнику которых начали входить операционные усилители на базе микросхем. Понятно, что микросхемы существенно экономили место на платах усилителя и позволяли уменьшать размер аппарата, но почему-то начали оказывать не совсем благотворное влияние на звук усилителей. Но как покажет будущее, все дело было не столько в микросхемах, сколько в технологии производства микросхем. Спустя годы, многие фирмы, занимающиеся производством звуковой аппаратуры, не только начали терять звук в своей аппаратуре, но и начали терять спрос на свою аппаратуру, что, естественно, привело к потере прибыли и даже банкротству целого ряда предприятий данной отрасли. Фирмы начали перепродаваться, а их новые хозяева начали делать попытки вернуть тот самый звук, который сегодня мы называем винтажным. Опять начали возвращаться к тем старым схемам, благодаря которым данный бренд приобрел себе славу в качестве одного из лидеров звуковой аппаратуры. Вернулись и к чисто транзисторным усилителям без применения микросхем, но вот беда, звук так и не удалось воспроизвести таким, каким он был в те далекие годы винтажной аппаратуры. И одну из существенных ролей в этом сыграл тот фактор, что за прошедшее время существенно изменилась технология производства транзисторов, транзистор стал не таким, каким он был раньше. Еще в начале 80-х годов, когда начиналась эра микросхем, уже тогда был существенно изменен технологический процесс изготовления полупроводников, поэтому те транзисторы, из которых и состояли на тот момент микросхемы, уже тоже были не такими, как раньше. Конечно, Вы зададите вполне закономерный вопрос, а что такого могло произойти с транзистором, чтобы он стал малопригодным для звуковой аппаратуры? Чтобы ответить на это вопрос, можно, к примеру, вспомнить о первом малошумящем транзисторе эпохи СССР – КТ3102. В те годы СССР пыталась во всем не отставать от своих западных конкурентов, и в данном случае наши тоже, хоть и с запозданием, выпустили первые малошумящие транзисторы. Вначале эти транзисторы выпускались в металлическом корпусе и были лучше, затем они начали выпускаться в пластмассовом корпусе и стали хуже, в первую очередь, конечно, для звуковой аппаратуры. К материалу корпуса транзистора мы еще вернемся, а пока для нас гораздо важнее то, что транзистор стал малошумящим. И действительно, если обратить внимание на звук винтажной аппаратуры тех лет, когда и были созданы самые лучшие по звуку компоненты звуковой аппаратуры, то в первую очередь, помимо ее отличного звучания, обращает на себя внимание еще и тот факт, что аппаратура обладала достаточно высоким уровнем шума. Это уже сейчас некоторые умники начали рассказывать о том, что в шуме винтажной аппаратуры виноваты только электролитические конденсаторы, которые с годами высыхают и именно за счет этого в усилителе значительно увеличивается уровень шума. Но даже при замене электролитических конденсаторов в винтажной аппаратуре на новые, можно легко заметить, что шум хоть и уменьшается, но не столь значительно, чтобы он был не заметен и не обращал на себя внимание. Именно из-за этого еще в годы производства винтажной аппаратуры начали бороться с шумом в первую очередь в полупроводниках. Конечно, борьба с шумом в те времена была наиболее актуальна для кассетных магнитофонов, где уровень шума был значительно выше по сравнению с другой аппаратурой и для подавления которого, собственно говоря, и использовали системы шумоподавления. Но, тем не менее, не забывали о шуме и в менее шумящих компонентах звуковой аппаратуры, таких, к примеру, как усилители мощности. Прорыв же в этом направлении был достигнут только тогда, когда за счет изменения технологии изготовления полупроводника были созданы малошумящие транзисторы. Этот прорыв во многом и положил конец эры так называемой винтажной аппаратуры. Давайте подумаем, а что же такого существенного произошло после того, как транзистор стал малошумящим? Те, кто помнит эпоху кассетных дек или кто сталкивается с кассетными деками еще и сегодня, хорошо знают, что качество звука с кассетного магнитофона гораздо лучше без применения системы шумоподавления, чем тогда, когда ее используешь. Но выбирая качество звука, человеку приходится терпеть шум, раздражающий ухо, и поэтому чаще всего человек выбирает вариант прослушивания звука с системой шумоподавления. Что происходит со звуком, когда включается система шумоподавления? Некоторые из людей считают, что часть частот при воспроизведении звука теряется, но на самом деле они не теряются, а просто за счет системы шумоподавления изменяется амплитуда воспроизведения этих частот. Проще говоря, изменяется амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) звука. Теперь, если вернуться к звуковой аппаратуре, можно вспомнить о том, что звук любой аппаратуры, любого его компонента, собственно говоря, и зависит, прежде всего, от АЧХ. Чем ближе к нулевой отметке приближен весь спектр АЧХ, тем в большей степени мы можем говорить о качестве звучания данной аппаратуры. В идеальном варианте, когда весь спектр АЧХ находится на нулевой отметке, что, впрочем, возможно только лишь теоретически, усиленный звук вообще не изменяется и подается таким, каким он был записан на первоисточнике, что и свидетельствует о максимальном качестве звучания данной аппаратуры. Другое дело, когда при усилении звука АЧХ довольно сильно нарушается относительно оригинала, и в таком уже случае мы начинаем терять, прежде всего, натуральность звучания и, соответственно, его качество. Вспоминая о системе шумоподавления, мы уже отмечали, что она изменяет АЧХ с целью подавления шума. Точно такой эффект происходит и в том случае, когда в качестве первичного усилителя мы используем малошумящий транзистор. Именно он в первую очередь и изменяет АЧХ любого усилителя гораздо больше, чем транзистор обычный, не малошумящий. Таким образом, получается звук, существенно отличающийся от оригинала, а значит, и от натуральности звучания. Ушла эпоха винтажной аппаратуры, а с ней ушла и эпоха шумящих полупроводников, которые, хоть и давали шум, но зато давали и натуральность звучания – спектр частот, максимально приближенный к оригиналу. Уже затем, гораздо позже, когда пытались повторить звук винтажной аппаратуры, но так и не смогли этого сделать, одной из причин данной неудачи явился фактор того, что фирмам по производству звуковой аппаратуры уже негде было взять полупроводники с характеристиками эпохи винтажного звука, их к тому времени уже просто не выпускали. Чтобы закончить эту часть статьи о транзисторах, мне необходимо вернуться к своему обещанию и рассказать еще и о металлическом корпусе транзистора. Дело в том, что многие специалисты звуковой аппаратуры почти однозначно утверждают о том, что транзисторы в металлическом корпусе звучат гораздо лучше, а как раз такие транзисторы, чаще всего в качестве выходных, и применяли в эпоху винтажной аппаратуры. И дело здесь не только в том, что они лучше охлаждаются и тем самым могут в большей степени при нагревании сохранять свои характеристики, а и в том, что они просто лучше и по-другому звучат. И хотя это действительно так, но почему-то очень многие любители звука не могут объяснить данный феномен, хотя на самом деле он объясняется достаточно просто. Те, кто хоть немного знаком со схемотехникой усилителей, хорошо знают, что для улучшения качества звучания используют стабилизаторы напряжения. Одним из самых простых стабилизаторов напряжения является включение между плюсом и минусом сопротивления, которое, с одной стороны, снижает мощность источника питания, а с другой стороны, стабилизирует его. При применении металлического корпуса в транзисторе его проводниковая масса увеличивается и тем самым через воздух в большей степени заземляется, т.е., как говорят, садится на минус. Поскольку в транзисторе, как правило, питание подается на коллектор, а он как раз и соединен с металлическим корпусом транзистора, то в таком случае транзистор как первичный элемент усиления фактически имеет свой, пусть и незначительный, дополнительный стабилизатор напряжения, за счет которого хоть и не намного, но улучшается качество звучания. Впрочем, как показывает практика, для многих это улучшение вполне ощутимо на слух.

Автор статьи: Владимир Горький 

Прекрасная статья Владимира! От себя хотел добавить, что как бы нам не хотелось вернуть производство винтажных радиокомпонентов, при всем нашем желании в наше время это невозможно. Большинство производственных линий давно уже проданы и не работают, технологии совершенно иные. Очень дорогостоящее производство радиокомпонентов, требуется больше ручного труда и больше времени на их изготовление. Пример германиевых транзисторов, от производства которых отказались из за сложности и дороговизны изготовления, а ведь они лучшее, что придумано человеком за всю историю радиотехники. Еще хотелось прояснить один момент. Кто читал внимательно статью заметил, что в начале автор пишет, что замена в винтажных усилителях старых транзисторов на современные чаще всего дает не отрицательный, а положительный результат, улучшая качество звука усилителя, но в конце статьи автор пишет: попробуйте в любом винтажном усилителе поменять старый транзистор на новый современный, и если Вы разбираетесь в звуке, Вы сразу ощутите разницу в звучании, причем, как правило, не в лучшую сторону. Получаются некоторые противоречия. Попробуем разобраться. На практике если произвести замену  выходных транзисторов на современные аналоги в винтажном усилителе, то звук и в самом деле будет лучше, но он будет другим. Пропадет некоторая "аналоговость" в звучании, будет меньшая связанность в единое  целое всех инструментов, то есть потеряется суть аранжировки, мелодическую линию трудно будет услышать, то есть звук стал современным не винтажным, но звучит чище, даже с эффектом присутствия, вполне может быть, что усилитель с современными транзисторами более правильно выстроит сцену и даст большую глубину музыкальной картины за счет более качественных вч. Но с точностью можно заявить, что вслед за этими звуковыми улучшениями за счет более качественных современных транзисторов, мы потеряем нечто большее, а именно  живость, благородность в звучании, и самое главное задуманную композитором суть  музыкального произведения. Поэтому автор пишет: если Вы  разбираетесь в звуке, то услышите разницу. Я думаю для любого музыканта разницу услышать будет проще, чем для простого обывателя.

Алексей Фомин

Phase linear Two 400 

Пример винтажного усилителя изготовленного с применением германиевых транзисторов.   Phase linear Two 400 . Этот усилитель входит в 10- ку лучших усилителей мира.